Клеопатра

Общие сведения

Египетская статуя Клеопатры


Египетская статуя Клеопатры VII из базальта

Клеопатра VII Филапатор (др.-греч. κλεοπάτρα φιλοπάτωρ, 69-30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа. После поражения в борьбе с Римом она покончила жизнь самоубийством. Её нашли мёртвой в гробнице, одетой в пышные царские одеяния. По преданию, Клеопатра дала себя укусить себя ядовитыми змеями, которых принесли ей в корзине с фруктами.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония. Как пример — суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи.

Происхождение

Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. (официально 12 год правления Птолемея XII), по всей видимости в Александрии. Она является одной их трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета, возможно от наложницы, так как, по замечанию Страбона, у Птолемея Авлета была только одна законная дочь Береника IV, царица в 58—55 гг. до н.э.

О детстве и юности Клеопатры ничего не известно. Несомненно, на неё произвела сильное впечатление смута 58—55 гг. до н. э., когда её отец Птолемей XII был свергнут и изгнан из Египта, а царицей стала его дочь (сестра Клеопатры) Береника. Восстановленный на престоле силами римского наместника Сирии Габиния, Птолемей XII кидается в резню, репрессии и убийства (жертвой которых пала в том числе и Береника). В результате он превращается в марионетку, удерживающуюся у власти лишь благодаря римскому присутствию, обременяющему финансы страны. Неприятности царствования отца преподнесли урок будущей царице, которая использовала все средства, чтобы избавиться от противников и от всех, стоящих на её пути — как, например, от своего младшего брата Птолемея XIV в 44 до н. э. и позднее от сестры Арсинои.

Личность

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян.

Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Повреждённый бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Клеопатры в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают Клеопатре Селене, дочери Клеопатры VII. Клеопатре VII приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами, но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Считается, что бюсты, изображающие именно Клеопатру VII, хранятся в Берлинском музее (см. заставку) и музее Ватикана, но классический облик заставляет подозревать идеализацию изображения.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры.

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, - на любое наречие…»

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов (народа, жившего на юге Ливии). Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещенные римляне, как например Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.

Путь к трону

Клеопатра (имя царицы)
в иероглифах


Клеопатра (имя царицы) в иероглифах

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. На престол она взошла под официальным титулом θεα φιλοπάτωρ (Теа Филопатор), то есть богиня, любящая отца ( из надписи на стеле от 51 г. до н.э.)

Приведённое греческое имя царицы по-египетски написано иероглифическими знаками, соответствующими звукам русского языка. В русских буквах её имя в картуше(овальной рамке) которой обычно обводили имя правителя, выглядело бы следующим образом:

Поскольку древние египтяне могли писать сверху вниз, справа налево и наоборот, то чтение имени по-русски следует начинать оттуда, куда смотрят рисуночные знаки египетских иероглифов.

В переводе с греческого двухкоренное имя Клеопатра = Клео+Патра дословно переводится, как «Слава отца» или «Дочь славного отца».

Поскольку в правой нижней части картуша изображён иероглиф О, означающий имя бога солнца Ра, то смысловое значение имени царицы Египта, написанное иероглифами, следует понимать буквально, как «Слава отца бога солнца Ра» или в широком смысле, учитывающим династические традиции, «Дочь славного отца от бога солнца Ра», т.к женщина не имела права наследия титульного имени, восходящего непосредственно по прямой линии родства от бога солнца Ра, а только через её отца по обычной земной родословной.


Внимая шёпоту Богов, сверяем путь своих отцов.

Религиозные верования и культуру древнего Египта можно сравнить с гимном солнцу. Символические изображения солнца в виде диска встречаются в египетском искусстве на всём протяжении его истории. И это понятно. Своё благополучие и превосходство над другими народами древние египтяне связывали с особой благосклонностью к ним их многочисленных богов, среди которых отождествлённый с солнцем бог по имени Ра занимал особое место. С энергией солнечного бога Ра связывалось возникновение мира из первоначальных волн хаоса и зарождение всего живого.

Бог солнца Ра изображался часто в виде получеловека с головой животного, например, быка или ястреба с солнечным диском на голове.

Имя солнечного бога Ра в иероглифах писалось следующим образом:

Имя бога солнца Ра


Имя солнечного бога Ра в иероглифах

где сочетание двух иероглифов под номером 1 переводится как «имя», а иероглиф под номером 2 означает «Бог солнца Ра».

Самый яркий и чистый аккорд религиозного возвышения и почитания этому богу прозвучал в эпоху Нового царства, когда фараон Эхнатон (Эхн+Атон) осуществил реформу древней государственной религии в сторону монотеизма. В 1379 году до н.э. впервые по всему Египту этот правитель вводит поклонение единственному богу – Атону, отцу и богу всех богов. В качестве общенационального и династического божества поклонения он провозгласил культ солнечного бога Ра, но под «дидактическим именем» Атона, т.е. именем, данным богу самим фараоном, который, в свою очередь, отныне считался прямым потомком божественных отца и сына.

Известен вариант версии тео-идеологического смысла имени солнечного бога «Атон»: «Да живёт Ра, властитель небесный, ликующий на небосклоне в имени своём Ра – отец, пришедший как Атон».

Таким образом, творцом (или отцом) всего и всех стал единый бог солнца Атон, который излучает блага жизни и энергии на царственных супругов, обеспечивающий продолжение существования всех живых тварей.

Имя  Ра в иероглифах


Имя бога Ра-отец в иероглифах

В египетских иероглифах имя бога Ра-отец писалось:

Согласно традиции имя творца и отца всего сущего читается как «Отец». В связи с этим возникла догадка, что общеславянская уменьшительно-ласкательная форма старшего в роде «Отец», образованная от древнеславянского «Отъ» имеет египетскую корневую основу «Ат», т.к. при произношении слова «Отец» слышится именно звук «А», а не «О». В тюркских языках это имеет ещё большее сходство с египетской основой «Ата – отец». Любопытно, что в латинской основе слова «Атавизм», указывающей на отдалённого предка, также присутствует этот корень.

С учётом изложенных культовых традиций эпохи правления фараона Эхнатона автор настоящего исследования не удержался от соблазна представить русское слово КРАСОТА как понятие в египетских иероглифах, т.е представить это слово как процесс постижения божественного совершенства.

Красота

Восхождение к богу Атону

Восхождение к богу солнца Атону, жизнь дарующему – отцу светоносных правителей Египта, царствующих под именем единым Ра.

Значения иероглифов:
1. Движение (познание, достижение).
2. Бог солнца и правитель Египта, жизнь дарующий. В руках фараона символический знак жизни .
3. Имя бога «Атон» (отец).
4. Буквально означает – Дом фараонов.
5. Множество – в смысле прямые правопреемники власти по родовой династической линии.
6. Солнце – Бог Ра.
7. Детерминатив, указывающий на то, что здесь слово КРАСОТА относится к понятию.