Любимый ученик Иисуса Христа

Версия любимого ученика Иисуса по картине Александра Ивaнова «Явление Христа народу».

Величайший русский художник Александр Андреевич Ивaнов родился 18(28) июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье художника. Отец его, Андрей Иванович, исторический живописец, академик и профессор Императорской Академии художеств. В возрасте 11 лет А. Ивaнов поступил в Академию художеств и проучился там десять лет. В 1830 году он был послан за границу на три года для завершения своего художественного образования. Судьба же, однако, сложилась иначе, Александр Ивaнов вернулся в Россию лишь по прошествии более чем четверти века – в 1858 году, в котором 3(15) июля его не стало.

Более чем кто-либо из русских живописцев того времени Александр Ивaнов работал с натуры, и никто и никогда в истории русского искусства не достигал такого совершенства в этом виде творчества, как он.

…В 1881 году И. Н. Крамской писал о нём: «В рисунок он внёс чрезвычайное разнообразие, т.е. индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, искание, какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру».

Поэтому не случайно, что учителями и кумирами русского художника в период пребывания его в Италии были титаны эпохи Возрождения и, в особенности, Леонардо да Винчи. «Мне бы всего более хотелось приблизиться в пути к Леонардо да Винчи», - писал он.

Над самой знаменитой своей картиной «Явление Христа народу» Александр Ивaнов работал более 20 лет, её огромное полотно размером 7,5?5,4 м с самого начала стояло в его римской мастерской. Хотя картина писалась по согласованию с академией художеств, однако, она не делалась по заказу, а создавалась по внутреннему побуждению мастера. По отзывам искусствоведов, «Явление Христа народу» является одним из самых тревожащих полотен из всего написанного на эту тему.

Весь трагизм Ивaнова заложен в этой картине. Картина была и остаётся непoнятой и спорной. А между тем, только в этой картине Ивaнов выразил полностью весь свой гений. В ней он целиком отразил своё великое земное призвание, в ней художник-мыслитель совершенно реально объял жизнью каждую фигуру, голову, кусок природы… В чём же дело?

Не в том ли, что многое было от непосвящённых по тем или иным причинам ещё скрыто. Гоголь и Суриков видели не только так называемую «академическую» оболочку картины, а её реальную внутреннюю подоплёку, где через стиль, эпоху, символы и прочее рвётся изо всех щелей мощная, живая, реальная сущность изображаемого действа.

Поэтому глубоко символично и отнюдь не случайно Ивaнов изобразил на полотне мистическую фигуру Гоголя в образе странного человека, запахнутого в коричнево-красную хламиду. Цвет хламиды совпадает с цветом мантии Христа, а вместе с длинными космами спутанных чёрных волос «Гоголь» вызывает ощущение тревоги. Повернувшись вполоборота к Иисусу, «Гоголь» пытливо вглядывается в мессию , продолжая между тем идти , рискуя натолкнуться на останавливающуюся толпу.

Мне представляется, что Александр Ивaнов, как и его кумир Леонардо да Винчи, не отождествляли любимого ученика Иисуса, которому приписывается авторство четвёртого Евангелия – Иоанна-Богослова с другим, не названным в этом Евангелии учеником Иоанна Крестителя, перешедшим вместе с будущим апостолом Андреем Первозванным на сторону Христа.

Вот как описывается это событие в Евангелии от Иоанна Богослова:

Евангелие от Иоанна (Глава 1)

28. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — чтo значит: «учитель», — где живешь? 39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

В этой сцене по аналогии с Тайной вечерей христианская традиция отождествляет личность этого неназванного по имени ученика с тогда ещё юным Иоанном Богословом.

Однако, это не так, поскольку сам Иоанн об этом почему-то умалчивает. Если это был бы он сам, то Иоанн непременно об этом засвидетельствовал бы, как это он обычно делал во всех других эпизодах, связанных с его прямым общением с Учителем, например, Гл.13, 19 и 21.

В этом-то и заключается, по моему мнению, весь трагизм Александра Ивaнова, так как неприятие его полотна академической общественностью было предопределено его позицией относительно любимого ученика Иисуса. Хотя официально А. Ивaнов по понятным причинам, вероятно, и скрывал тайну трактовки своей версии этой личности, однако из картины совершенно чётко явствует, что рядом с Андреем Первозванным изображён совсем не юноша, а молодая красивая женщина, из-под плаща которой открывается отнюдь не юношеский размер изящно отставленной миниатюрной ножки…



Случайная или осознанная эклектическая связь двух шедевров через Божественную пропорцию

Размеры и площадь фрески Леонардо да Винчи

S тв=9,2 м х 4,3 м=39,56 м2

Размеры и площадь картины Александра Ивaнова

Sях=7,5 мх5,4 м=40,5 м2.

Разница составляет Sраз=40,5,–39,6 =0,94 м2 или всего 2,3%.

Соотношения между наибольшими и наименьшими размерами фрески и картины по принципу креста соответственно:
    9,2     4,3
         \/
         /\
     7,5     5,4

  9,2: 5,4=1,70    
7,5:4,3=1,74.

Как видим, эти соотношения очень близки. Их средние значения отличаются всего лишь на 3,5% от третьего числа в знаменитом биологическом ряду Фибоначчи Ф=1,66…, известном в науке и искусстве под так называемым термином «Божественной пропорции» или «Золотого сечения», впервые введённым Леонардо да Винчи.

Зная, какое благоговение испытывал русский художник к великому итальянцу, а также близость избранной темы своей картины к гениальному творению мастера, мне представляется, что тем самым А. Ивaнов уже с самого начала своей работы сознательно заложил какую-то глубокую символическую идею. Например, выбор размеров полотна был сделан таким образом, чтобы при равных площадях перекрёстные соотношения размеров фрески и картины содержали эклектическую аллюзию божественных пропорций, соединяющих «Тайную вечерю» и «Явление Христа народу» в нечто единое целое под символическим знаком объединяющего креста «первого» прямого, но повёрнутого (итало-католического) и «третьего»(косого, Андреевского, русско-православного) Рима.


Явление Христа народу

А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии) 1837-1857


Метания загадочной русской души в поисках Христа земного.

Религия произрастает из земных корней, а точнее из самого главного «чуда» природы – жизни. Религиозность, в частности, питается генетически заложенной в человеке потребностью в нравственном совершенстве и эстетическом восприятии мира. Духовной основой такой потребности является вполне материальное чувство, получившее название – любовь. Однако, в отличие от обычных чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, - любовь не имеет строго определенного первичного аналитического органа – она, по оригинальному глубокому заимствованному у академика В. И. Вернадского слову, как жизнь, всюдна. Чувство любви ассоциируют с состоянием души. Поэтому часто говорят: «Любовь – в душе. Душа любит.» А что такое душа? Точного, строго выверенного определения этой загадочной субстанции в науке пока ещё не существует. Однако, вместе с тем, интересно, что некоторые люди совершенно определённо знают место обитания души в своём теле. Чаще всего говорят, что душа живёт в сердце. Это понятно, т.к. сердце – единственный орган, который мы слышим. Все остальные органы человека – немые. Некоторые однозначно чувствуют пристанище своей души в области солнечного сплетения. Современная научная материалистическая позиция связывает понятие души с состоянием центральной нервной системы, главным органом которой является головной мозг. Головной мозг как главный живой компьютер определяет сознание человека в восприятии им окружающего мира, а значит, и содержит Божественную программу под названием «ЛЮБОВЬ».

К сожалению, любовь как чудесный дар, может быть не только источником сладких либидо и творческих мук, но и больших страданий. Это происходит тогда, когда человек в поисках своего нравственного идеала или эстетического объекта любви невольно становится заложником своих порой загиперболизированных эмоций, которые часто приводят к самопожертвованию, вплоть до самоуничтожения. Этот факт не вписывается в стройную систему материалистической теории о постоянном стремлении организма приспосабливаться к окружающей среде ради выживания.

Таков по моему восприятию является созданный народом собирательный образ Иисуса, который, в конечном итоге, пострадал из-за любви к людям. В этом смысле метущаяся русская натура больших страстей, склонная к крайним их проявлениям, вплоть до самоотвержения, близка к Иисусу. Этот факт давно засвидетельствован даже в западной литературе, в которой со времён Достоевского отмечались неоднократные попытки создания светлого образа блаженного страдальца на русской почве, готового принять на себя все грехи мира людей. Таков, например, князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот», таков автор романа о Понтии Пилате и главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», для которых мифический образ Новозаветного Богочеловека трансформировался в их сознании в реальную личность.

Современный, образованный, культурный и не экзальтированный человек, принявший мифологическую историю об Иисусе как о сверхчеловеке за точку опоры, в смысле нравственного, альтруистского поведенческого идеала, тем не менее склонен приспособлять восприятие собирательного образа Христа земного до своего уровня понимания, отличающегося от традиционного , рафинированного толкования Его истории, сформированной Богословской школой. И тут нет никакого святотатства. Ведь, в конце концов, Христианская церковь – это институт культа Богочеловека Иисуса Христа, созданный на основе общественного договора между апологетами новой религиозной монотеистической веры и языческого многонационального государства с целью сохранения Римской империи на компромиссной идее. Хотя в настоящее время во многих странах христианского мира де юре церковь отделена от государства, однако, де факто эти два института не являются антагонистами, так как они служат одной цели – цели управления обществом. Поэтому, как ни парадоксально, но Иисус-ревизионист является, по существу, посредником между двумя ветвями управленческого аппарата государства – неформальной духовной и светской властью.

Любопытно, что попытка французских просветителей создать новое государство, основанное только на культе гражданского Верховного существа (по существу, Бога),но без посредника Богочеловека типа Христа потерпела неудачу. Зададимся вопросом – почему такая красивая, стройная мировоззренческая идея с пантеоном канонизированных учёных в храме наук, отвечающая передовой философской мысли того, да и , пожалуй, настоящего времени, потерпела сокрушительный крах.

Почему не прошли «Евангелия» от Робеспьера, а позднее – от диктатуры пролетариата? Можно ожидать, что ответов будет много, но все они так или иначе будут сводиться к одному. Как ни странно, но для нормального человека не с мозаичным сознанием мифологический новозаветный образ Иисуса-сверхчеловека «не от мира сего» уже давно трансформировался из библейского персонажа в очень близкую, дорогую и очень доступную личность человека с реальной не простой земной биографией. Ведь есть же у нас такие любимые «живые» литературные герои, в которых мы верим, у которых мы учимся, которым мы сочувствуем и т. п., хотя многие из них являются собирательными образами и плодами воображения талантливых писателей. Мы сострадаем Иисусу прежде всего не как Сыну Бога, так как Его воскресение предопределено Отцом Небесным, а как вполне земному реальному человеку, жившему среди людей и претерпевшему от них лютую казнь на кресте. Мы радуемся за Иисуса, что Он воскрес «смертию смерть поправ». Но Он воскрес не для того, чтобы вновь прийти на землю для вершения Страшного суда за грехи людей во дни Апокалипсиса. В нашем воображении Он воскрес для того, чтобы незримо быть среди людей и стать опорой человеку в трудную минуту испытаний. А за свои грехи каждый человек рано или поздно расплачивается сам перед своей совестью, близкими, законом и т. п.. Не надо пугать людей Вторым пришествием Христа с карающей «братией» свирепых крылатых ангелов и всадников Апокалипсиса с весами «правосудия» и оружием возмездия в руках.

Канонические евангелия являются не более, чем эклектическим конгломератом реальных, фантастических и религиозно-идеологических версий жизни и деятельности Иисуса Христа. Понимая это, неэкзальтированный человек с творческим воображением склонен домысливать неясные моменты жизнеописания мессии, так как даже апокрифические памятники христианской литературы, сюжетно связанные с каноническими евангелиями, обладают тем же недостатком. Однако, относительно отдельных «белых пятен» в личной биографии Иисуса - с 14 до 29 лет Его жизни, есть один самый поздний и любопытный апокриф !...

Канонические евангелия являются не более, чем эклектическим конгломератом реальных, фантастических и религиозно-идеологических версий жизни и деятельности Иисуса Христа. Понимая это, неэкзальтированный человек с творческим воображением склонен домысливать неясные моменты жизнеописания мессии, так как даже апокрифические памятники христианской литературы, сюжетно связанные с каноническими евангелиями, обладают тем же недостатком. Однако, относительно отдельных «белых пятен» в личной биографии Иисуса - с 14 до 29 лет Его жизни, есть один самый поздний и любопытный апокриф !...

Тибетское евангелие.