Версия темы Марии Магдалины Дэна Брауна по картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Одна из самых впечатляющих и загадочных в истории изобразительного искусства трактовок новозаветной сцены Тайной вечери принадлежит Леонардо да Винчи. Картина «Тайная вечеря» была написана им на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария в г.Милане по заказу герцога Людовико. Фреска размером, близким к 9,2 на 4,3 метров, была написана художником за три года и завершена в 1498 году. Нарушив многие привычные каноны живописи того времени, Леонардо да Винчи привнёс в сцену такой естественный динамизм, который делал зрителя как бы непосредственным участником того события. Поэтому с самого начала картина произвела потрясающее впечатление и пользовалась огромной популярностью у современников и потомков. Причём для западного мира она стала настолько знаменита и значима, что даже великий немецкий поэт Гёте написал о ней целое эссе.

К сожалению, последствия многовекового разрушительного воздействия на картину времени и людей привели к тому, что к концу второй мировой войны она находилась в крайне плачевном состоянии.

Ещё в 1901 году Габриэль Д? Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине «О поэты, её больше нет».

Однако, несмотря на катастрофическое состояние фрески, итальянскому реставратору Мауро Пелличоли после восьми лет реставрации удалось не только спасти картину, но и настолько приблизить её к оригиналу, насколько это вообще было возможно современными средствами науки и реставрации. Поэтому сейчас можно явственно разглядеть многие любопытные детали, позволяющие усомниться в традиционной трактовке личностей некоторых персонажей, изображённых художником в Тайной вечере.

До выхода в свет романа Дэна Брауна оценка шедевра живописи Леонардо да Винчи обычно сводилась к оценке чисто художественных достоинств картины: композиции, прорисовке образов, решения цветовой гаммы, экспрессии поз, отражения душевного состояния апостолов и других качеств, о которых написаны тонны книг.

Картина изображает одну из драматических сцен, произошедших на тайной встрече Иисуса со своими 12 апостолами во время пасхи. Сюжет картины выстроен на интерпретации обобщённых сказаний евангелистов о том моменте, когда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня», приведя в смятение присутствующих (От Марка, Гл.14, ст.18) .

В композиционном плане картины первое, что обращает на себя внимание, это разделённость всех участников тайной вечери на две большие группы – левую, включая самого Иисуса и правую, включая фигуру, сидящую по правую руку от Иисуса. Особое место этой фигуры выражается не только тем, что она расположена на почётном месте , но и её зеркальностью относительно Иисуса. Это подчёркивается асимметричным решением не только одинаковости их одежды, но и симметричным решением цветовой гаммы мантий, плащей и даже причёски и цвета волос. Христос в красной мантии и синем плаще, на ученике – наоборот: синяя мантия и красный плащ. Если опросить многих , не искушённых в христианской традиции изображения учеников Иисуса по поводу общей характеристики этой личности, то подавляющее большинство ответит однозначно, что, во-первых, они видят справа от Иисуса молодую красивую женщину…Однако, в эпоху Леонардо да Винчи, в живописном облике такой цветущей женщины было принято изображать самого молодого из учеников – юного Иоанна, которому приписывается авторство четвёртого Евангелия в Новом Завете.

Странная традиция, если принять во внимание, что Леонардо да Винчи умел отражать разницу между полами, даже если в качестве юношеского облика использовался натурный портрет цветущей молодой женщины.

Поэтому, если даже принять художественную условность портретного сходства обоих полов, которая, кстати, частично имеет место в действительности, то всё равно сама поза персонажа, изящно склонённая голова и скромно сложенные маленькие руки указывают на принадлежность этого ученика Иисуса…к женской персоне. Если это так, то возникают три вопроса. Кто же тогда эта женщина и что хотел сообщить об этом сам мастер? Почему до Дэна Брауна на это никто не обращал внимания. Если фигура справа от Иисуса – Мария Магдалина, то где тогда юный Иоанн?

Что касается самого Леонардо да Винчи, то, судя по оставшимся заметкам, он неоднократно менял свои представления относительно идейного содержания будущей фрески. Понимая, что его конечное творение вышло за рамки традиционных представлений о канонической сцене (см. текст сцены на стр. 15), он не оставил потомкам письменных свидетельств авторского истолкования непонятных фрагментов и образов. Так, например, половина из 12 присутствующих на Тайной вечере апостолов трактуется лишь предположительно. Известно, что Леонардо да Винчи любил такого рода мистификации, а, поскольку объяснения с современниками не входили в его обычаи, то вокруг картины с самого начала возник ореол тайны.

Этим, собственно, и воспользовался автор нашумевшего романа «Код да Винчи». Помимо зрительной аллюзии на женский образ, он узрел в картине ещё одну мистификацию в подтверждение версии об особой роли Марии Магдалины, которую занимала она как в личной жизни Иисуса, так и в качестве его любимого ученика. Идентифицировав руки апостолов, сгруппированных возле Петра, Дэн Браун обращает внимание на то, что одна рука с ножом, угрожающе тянущаяся к Иуде, анонимна, т.е. не принадлежит никому. На этом основании он делает вывод, что на Тайной вечере присутствовали не только 12 апостолов, как и написано в Новом завете, но ещё была и Мария Магдалина, которая находилась там на правах спутницы Иисуса со статусом его любимого ученика.

Такая ситуация не противоречит Евангелиям, т.к. из «Деяний апостолов» следует, что апостолы допускали женщин на свои собрания (Гл.1, Ст.13, 14). Странно, что по каким-то причинам Дэн Браун умалчивает о принадлежности руки с ножом кому-либо из апостолов. Однако, мне представляется очевидным, что эта рука принадлежит не кому иному, как юному Иоанну Заведееву, которому приписывается авторство четвёртого Евангелия от Иоанна. Фигуры же его на картине нет, т.к. она скрывается за скученными телами Петра, Марии Магдалины и Иуды.

Кроме того, судя по Евангелию от Марка, Иисус придавал большое значение расположению его ближайших учеников относительно себя во время проведения общих собраний. Так, например, Он фактически отказал в желании сыновей Заведеевых – Иакова и Иоанна – сидеть первыми по правую и по левую от Него сторону.

Евангелие от Марка (Глава 10)

40. А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит; но кому уготовано.

От Марка же мы узнаём, что в связи с их вспыльчивостью и склонностью увлекаться Иисус дал им прозвище «воанергес», что значит – «сыны громовы».

Любопытно, что Леонардо да Винчи верил, что у Иисуса был брат-близнец (либо двойник) по имени Фома. Поэтому у меня сложилось мнение, что ближайшая фигура слева от Христа, облик которой имеет много общего с Иисусом, принадлежит именно Фоме, а не Иакову Заведееву. Тогда, учитывая молодость и темперамент братьев Заведеевых, можно идентифицировать динамичную фигуру, обращённую к Христу с поднятым вверх пальцем, только как с Иаковом. В этом случае, хотя мы и отклоняемся от традиционной трактовки личностей апостолов, однако, согласитесь, что данная версия автора настоящего эссе более убедительна.

Возвращаясь к интригующей фигуре, занимающей самое почётное место, Дэн Браун добавляет: если рассматривать зеркальные образы Иисуса и ученика, сидящего от него справа, как плоскостные элементы картины, то можно заметить, что внешние очертания их фигур образуют букву М, которую замаскированный инициал имени Магдалины.

Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 гг.

Любимый ученик Иисуса Христа