Известие о воскрешении Иисуса Христа

Случайно ли Иисус сравнивает себя с женихом?

Согласование синоптических Евангелий о призвании Левия и посте во дни жениха.

От Матфея Глава 9, от Марка Глава 2, от Луки Глава 5

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
(Матфей)
13. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошёл к Нему, и Он учил их.
(Марк)
14. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
(Марк)
28. И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
(Лука)
29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
(Лука)
30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?
(Лука)
17. Услышав сие , Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.
(Марк)
14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
(Матфей)
15. И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
(Матфей)
36. При сём сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
(Лука)
37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут.
(Лука)
38. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
(Лука)
39. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше.
(Лука)

Описанное событие происходило в доме сборщика налогов Левия Алфеева, прозванным Матфеем, которому по церковной традиции приписывается авторство первого Евангелия. В кругу учеников Иисуса Левий был личностью незаурядной. Eго отличали импульсивность, искренность и религиозное рвение. Из содержания Евангелия, хотя оно и не написано от первого лица, бесспорно следует, что Матфей был евреем, чтившим свою веру, легко разбиравшимся в сложных традициях и понятиях, связанных с иудаизмом. В отличие от евангелистов Марка и Луки, Левий-Матфей был очевидцем описываемого события, которое к тому же произошло из-за его инициативы и непосредственно в его доме.

Это было только первое знакомство будущего апостола с набирающим силу Иисусом, проповедовавшим революционные взгляды и поэтому находившимся под пристальным вниманием властей. Учитывая не только характер Матфея, но и его социальное положение в обществе (чиновничья должность сборщика налогов, богатый дом), можно представить мотивы, которые подвигли его на в общем-то рискованный поступок – организовать в своём доме такую неформальную встречу с проповедником нового, во многом ещё непонятного учения. Традиционная трактовка этого поступка как мгновенное уверование в Мессию могло иметь место только из-за очень сильных гипнотических способностей Иисуса и природной внушаемости Матфея. Отчасти, неосознанно, это было и так. Однако, Иисус в своей проповеднической деятельности вряд ли прибегал к таким приёмам сознательно по отношению к своей пастве, исключая лишь те многочисленные моменты, когда он лечил людей.

Потеря общежитейской осторожности Матфеем из-за внезапной, спонтанной экзальтации от личности Иисуса так же маловероятна, поскольку на должность сборщика налогов во все времена отбирались люди с сильной нервной системой. Учеником Христа Матфей стал позднее, а приглашение Его к себе в дом после первого же знакомства следует рассматривать, как простое человеческое любопытство – пообщаться с необычным пророком в свободной обстановке среди многих людей.

Подтверждением моей версии толкования позиции Матфея, описанного в синоптических Евангелиях, может служить тот факт, что сам хозяин дома не принимал участия в развернувшейся дискуссии. Учитывая обстановку в стране того времени – местная власть, власть Рима, сложные социальные и конфессиональные отношения, можно понять внутренние переживания сборщика налогов Матфея, которого соотечественники не отличали от грешников! Понимая положение и уважая чувства хозяина дома, Иисус снял напряжение, поступив очень тонко. Когда на упрёк книжников и фарисеев его ученикам: «Зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками», ответил: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». Как говорится, без комментариев! Гроза разразилась позже, когда пришли ученики Иоанна Крестителя и обвинили учеников Иисуса, а фактически и Его самого в нарушении культовой религиозной традиции – обряда очищения, связанного с постом. В этой непростой ситуации надо отдать должное Иисусу-человеку. Всю вину за нарушение поста (шумную пирушку в доме Матфея) Он взял на себя, назвавши себя женихом. А может, это и на самом деле было так?

Ведь Новый завет, который мы имеем сегодня, был переписан в IV веке из соображений политической конъюнктуры Константина Великого и апологетов той эпохи христианства.

При этом почти все ранние письменные христианские источники бесследно исчезли. Поэтому не исключено, что, в угоду церковной доктрине того времени, переписчики евангелий вычистили сведения о брачном статусе Иисуса, оставив, однако, не вычищенные реликтовые следы по этому вопросу, позволяющие думать иначе. Если это так, то тогда всё встаёт на свои места. Ведь Иисус был не только сын Бога, но и человек, которому ничто человеческое также было не чуждо, а Отец наш Небесный, как сказано в священных писаниях, не только карает, но и прощает слабости человеков. Ведь, в конце концов, только жизнь и её продолжение через жену и мужа есть альтернатива смерти.

Это хорошо понимал автор-переписчик Евангелия от Иоанна, у которого Иисус представляется более как Бог, чем человек. Более того, будучи крайним религиозным доктринёром как иудаизма, так и христианства, он не нашёл места сцене пирушки у Матфея в своём Евангелии, так как, вероятно, посчитал её недостойной образа сына Бога, позволяющего своим ученикам нарушать пост и оправдывать это своим присутствием, сравнивая себя с женихом. Однако, выбросив эту сцену из Евангелия от Иоанна, его автор-переписчик заменил её сценой свадьбы в Канне Галилейской, где жених кто-то, а Иисус, его мать и его ученики – гости. Это более достойное представление образа Иисуса. Однако, об этой свадьбе в смысле «кто был кем», как уже было сказано выше, есть другое мнение…

Почему Иисус имел моральное право поучать по вопросам брака и развода.

Поучение Иисуса о браке и разводе.
(От Марка Глава 10, ст.2-10; от Матфея Глава 5 ст.27-32, от Луки Глава 16 ст.18, Глава 20 ст.34,35)

Согласование синоптических Евангелий по этому вопросу священника Украинской православной церкви и президента просвятительской ассоциации отца Леонида Лутковского.

Когда же Он вновь пришёл в пределы Иудеи, около Него собралось множество людей, и Он по обыкновению стал им проповедовать. Тут подошли к Нему фарисеи и, чтобы испытать Его, спросили у Него: по любой ли причине позволено мужу разводиться с женой своей? В ответ Он спросил у них: что вам заповедовал Моисей? Они говорят: Моисей позволил разводиться, если написать разводное письмо. Иисус же сказал им: по жестокосердию вашему дал он вам эту заповедь. А в начале создания Бог мужчиной и женщиной сотворил их, поэтому оставит человек отца своего и мать, соединится с женой своей, и будут они вдвоём единой плотью, а потому их уже не двое, но одна плоть. Итак, кого Бог сочетал, человек да не разлучает. И ещё скажу вам: кто разведется с женой своей не по причине блуда и женится на другой, тот прелюбодействует. А после говорят Ему ученики: если такой грех случается между мужем и женой, то лучше вовсе не жениться. Он же сказал им: в земной жизни люди должны жениться и выходить замуж (вставка – А.Благихъ). Не многие принимают такое решение, но лишь те, которым дано это. Ибо есть люди, которые из чрева матери рождаются неспособными к браку; есть такие, которых к этому принуждают другие; а есть люди, которые сами отказываются от брака ради Царства Небесного. Кто может решиться на это, пусть решается.

Моральное право Иисуса поучать по вопросам брака и развода.

В Евангелиях от Марка и Матфея ничего не сказано о возрасте Иисуса. Из Евангелия от Луки (Гл.3 ст.23) мы узнаём: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати». Однако, по виду он, вероятно, казался старше, так как в Евангелии от Иоанна сообщается, что Ему было не больше пятидесяти лет.( Гл.8 ст.57). Имея возраст вполне зрелого для создания семьи мужчины, профессию плотника, а также учитывая негласные социальные установки евреев того времени, не одобрявших безбрачие, можно с большой степенью вероятности полагать, что Иисус по крайней мере не был холостяком. Да и судя по высказываниям самого Иисуса, приведённым во всех Евангелиях, наряду со своей духовной миссией, он неоднократно говорил и о своей земной сущности, то есть не только сына как Бога, но и человека. Если это было бы не так, то, согласитесь, что, проповедовать по вопросам брака и развода Иисус Христос не имел бы никакого морального обоснования. Ему бы просто никто не поверил.

В поисках невесты Иисуса.
Традиционная и новая версии темы Марии Магдалины

Если верить евангелистам Матфею, Марку и Луке, ученики Иисуса и его мать не присутствовали при его казни. И лишь по версии евангелиста Иоанна у креста находились мать Иисуса и любимый, но не названный по имени его ученик.

Евангелие от Иоанна (Глава 19)

25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жeно! се, сын Твой.
27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе.

Личность этого, не названного по имени любимого ученика, упоминалась ранее в Евангелии от Иоанна на той самой драматической встрече Иисуса с апостолами, известной как «Тайная вечеря».

Евангелие от Иоанна (Глава 13)

21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «Купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим.

И только в конце повествования, после смерти и воскрешения Иисуса выясняется, что в качестве любимого ученика был сам автор четвёртого Евангелия, тогда ещё юный Иоанн Богослов, написавший о себе:

Евангелие от Иоанна (Глава 21)

20. Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21. Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он чтo?
22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока я приду, чтo тебе до того? ты иди за Мною.
24. Сей ученик и свидетельствует о сём и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Главное, что можно заключить из всего вышеупомянутого, это то, что по свидетельству самого Иоанна, он один из числа учеников Иисуса присутствовал при казни Учителя. Кроме того, он единственный из евангелистов утверждает, что среди женщин, присутствовавших при казни Иисуса, была его мать. Однако, это свидетельство автора четвёртого Евангелия тоже не согласуется с синоптическими Евангелиями от Матфея, Марка и Луки. И только в одном-единственном факте все евангелисты сходятся. Среди всех женщин, упоминаемых ими в трагическом финале: от казни, положения во гроб, приготовления к погребению, опознания тела и явления Христа после воскрешения из мёртвых наиболее активное участие принимала не мать Иисуса, не её сестра Мария Клеопова, не любимый ученик – Иоанн, а Мария Магдалина. Такую роль обычно выполняют самые близкие родственники, среди которых супруга…Впрочем, уважаемые читатели, я забегаю вперёд, вам же советую перечитать соответствующие места из Священного писания и сопоставить свои умозаключения с этими и последующими моими версиями.

В Евангелии от Иоанна под одним именем упоминаются две загадочные женщины – Мария из Вифании и Мария Магдалина. Первая – Мария из Вифании умастила Иисуса помазанием благовонным мирром из нарда, целовала и отирала Его ноги своими волосами (действия Гл.12 Ст.3, согласованные с др. Евангелиями). Вторая – Мария Магдалина, как было сказано выше, присутствовала при казни Иисуса и принимала самое активное участие при подготовке тела Его к погребению. Такие действия обеих Марий можно расценивать, как действия очень близких людей по отношению к Иисусу. Поэтому даже сам папа Григорий Великий полагал, что Мария из Вифании и Мария Магдалина являются одним и тем же лицом, хотя, разумеется, что он, конечно же, отвергал любой намёк на возможность брачных отношений Иисуса с этой Марией Магдалиной из Вифании. В Евангелиях от Марка, Матфея и Луки тоже упоминается эпизод о таком странном, мягко скажем, способе помазания Иисуса некоей женщиной, да ещё с улицы, имя которой не называется. Причём от Марка и Матфея мы узнаём, что это событие также произошло в Вифании. С подачи автора Евангелия от Луки, что эта женщина была грешницей, а также упоминания в Новом завете другой женщины без имени, которая была блудницей, произошла ошибка, в результате чего долгое время по официальной традиции Мария Магдалина и эти две женщины отождествлялись, как одно лицо. Любопытно, что это недоразумение было подкреплено тем же Григорием Великим в 591 году во время своей проповеди. Однако, в 1969 году Ватикан исправил эту ошибку.

Вообще при написании этой главы автор настоящего эссе пришёл к твёрдому убеждению, что всю путаницу в данный вопрос сознательно внесли поздние авторы, переписчики этих праевангелий. Под влиянием действующей в те времена антифеминистической доктрины относительно допущения возможности личной земной жизни Иисуса как человека они специально исказили образ Марии Магдалины до такой степени, что на появившуюся лишь в конце трагических событий женщину повесили ярлыки – бывшей бесноватой больной, грешницы и даже блудницы. Однако, когда внимательно читаешь евангелия, ясно видно, что эти поздние вставки-приписки сделаны задним числом и настолько поспешно и грубо, что не только не достигают своей цели, а, наоборот, усиливают внутреннее чувство недоверия к ним и их отторжение.

Впрочем, это моё личное мнение, и я его никому не навязываю. Приведу лишь одну наиболее показательную цитату с моими краткими комментариями.

Евангелие от Марка( Глава 16)

9. Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

Комментарии:

1. Согласитесь, что явиться впервые после воскрешения из мёртвых не кому-нибудь, а Марии Магдалине, это должно говорить о каком-то особом отношении к ней Иисуса.

2. Ранее, в этом Евангелии не называется по имени ни одна женщина, из которых Он изгонял бесов, а здесь как бы между прочим…Ясно, что это поздняя вставка.

3. Странно, что Спаситель поручил сначала именно Марии Магдалине – женщине с, в общем-то, сомнительной репутацией по версии Евангелия (в прошлом – бесноватой, т.е. серьёзно больной, грешницей да ещё при том и блудницей) – известить о своём воскрешении самым близким своим ученикам, т.е окончательно убедить их в своём божественном происхождении. Кто же поверит такой женщине?

4. Резюме. Сделай это сам, уважаемый читатель! Я же свой выбор сделал, опираясь не только на роман Д. Брауна, взращённый на итальянском шедевре, но и на русском.

Когда официальная ранняя церковь вычистила либо исказила все сведения о действительной роли Марии Магдалины в личной земной жизни Иисуса как человека, её история стала передаваться по скрытым каналам, в качестве которых широко использовались приёмы и формы искусства – метафоры, символы и аллюзии. Особенно ясно это можно проследить на примере общепризнанных шедевров изобразительного искусства, в частности, фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и картины Явление Христа народу Александра Ивaнова, в которых, хотя и в завуалированной, но легко угадывающейся для просвящённых форме сделан прозрачный намёк на иную трактовку личности любимого ученика Иисуса.

Версия темы Марии Магдалины