Первое из чудес Иисуса Христа

На чьей свадьбе Иисус явил своё первое чудо?

По Евангелию от Иоанна, первое из своих чудес Иисус Христос продемонстрировал в Канне Галилейской на свадебном пиру, во время которого он превратил воду в вино. На свадебном пиру присутствовали Его Мать и Его ученики.

Вот как Иоанн Богослов описал событие, произошедшее на той свадьбе.

Евангелие от Иоанна (Глава 2)

3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит
Ему: Вина нет у них.
4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё
не пришел час Мой.
5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам,
то и сделайте.
6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоящих
по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две
или три меры.
7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И
наполнили их до верха.
8. И говорит им: теперь почерпните и несите к
распорядителю пира. И понесли.
9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только
служители, почерпнувшие воду, – тогда распорядитель
зовет жениха.
10. И говорит ему: всякий человек подает сперва
хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее;
а ты хорошее вино сберег доселе.
11. Так положил Иисус начало чудесам в Канне
Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него
ученики Его.

Из описанного Иоанном события в Канне представляется совершенно ясно, что главными действующими лицами на свадебном пиру были Иисус и Его Мать. Причём за запасами вина следила именно Мать Иисуса. И когда выяснилось, что вино закончилось, то именно она попросила Иисуса пополнить запас вина, а слугам велела исполнить всё, что он им скажет. Вполне понятно также и то, что чисто хозяйские функции на подобного рода событиях выполняют лишь близкие родственники жениха, а чаще всего его родители. И совершенно неприемлемо, чтобы кто-то из гостей позволил себе на чужой свадьбе подобное самоуправство, а слуги исполняли приказания приглашённых гостей – Марии и Иисуса как должное.

Поэтому, по версии одного из последовательных приверженцев основной идеи романа Мартина Ланна, которую он изложил в книге «Код да Винчи расшифрован»

наиболее вероятным представляется, что своё первое чудо в Канне по превращению воды в вино Иисус Христос совершил не на чужой, а на своей свадьбе. Конечно же , о такой трактовке описанного знаменательного события можно спорить. Однако согласитесь, что выстроенная М.Ланном логика этой версии имеет свою житейскую стройность и привлекательность.

К этой теме, по замыслу настоящего эссе, мы будем возвращаться постоянно. Однако, забегая вперёд, отметим, что если эта свадьба на самом деле была свадьбой самого Иисуса, то в то время Ему было, по крайней мере, не менее 29 лет, а женился Он на своей невесте, которую Ему нарекли ещё в детстве – когда Ему исполнилось 13 лет в соответствии с иудейскими традициями того времени.

Свадьба в Канне состоялась после возвращения Иисуса в Галилею из Индии, в которую Он ушёл после обручения и в которой научился исцелять людей и совершать чудеса. Этих свидетельств в канонических евангелиях нет, как нет вообще никаких сведений о деятельности и личной жизни Иисуса в этот период, что представляется весьма странным, т.к. именно в это время жизни человека формируется его личность и определяется выбор пути.

Не будем лукавить и заниматься софистикой в том смысле, что предназначение Иисуса было предопределено Богом, т.к одновременные параллели пространных измышлений о двойной сущности мессии прямиком ведут в бездуховную пропасть и ересь грубого атеизма. Поэтому, дорогой читатель, условимся, что здесь и далее, кроме редких исключений, будет иметься в виду только версия жизни Христа как человека земного.

Что же касается свидетельства о тайне Его 16-летнего путешествия по восточным странам, то нетерпеливого читателя я отсылаю к Тибетскому евангелию об Иссе на стр. 29.

Аллегория или прямое свидетельство Иоанна Крестителя

о брачном статусе Иисуса Христа?

Согласно всем четырём каноническим Евангелиям, первый, кто обратил внимание иудеев на личность Иисуса Христа как на Спасителя был Иоанн Креститель. Иоанн к тому времени был авторитетнейшим пророком и проповедовал Крещение покаяния для прощения грехов.

К нему приходили исповедоваться люди отовсюду – и из Иерусалима, и со всей Иудеи. Обряд крещения он проводил водой на реке Иордан.

До начала своей миссионерской деятельности Иоанн, как суровый отшельник, жил в пустыне. Он вёл жизнь истинного аскета и носил грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, а пищей его были сушёная на солнце саранча и дикий мед (от Матфея Гл.3,ст.4, от Марка Гл.1,ст.6). Согласно прямому свидетельству евангелиста Луки (Гл.7, ст.33,34) и Матфея (Гл.11,ст. 18,19), Иоанн не употреблял вина. В отличие от Иисуса, его предтеча Иоанн Креститель был ортодоксальный моралист и проповедник. Он не только не пил вина, но и избегал изъяснять свои мысли (проповеди) притчами и аллегориями.

Поэтому, уважаемый читатель, мне представляется отнюдь не случайным, что на одной из встреч со своими учениками, которая хронологически состоялась после упомянутого брачного пира в Канне, Иоанн Креститель сравнивает Иисуса с женихом:

Евангелие от Иоанна (Глава 3)

25. Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении;
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась;
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает в нём.

С литературной точки зрения метод аллегоризации, применённый автором этого Евангелия через сравнение Иисуса с женихом, отражает не духовное, а скорее чувственное, чисто земное, житейское отношение Иоанна Крестителя к Мессии. Однако, с точки зрения цельности образа Иоанна Предтечи как сурового аскета, а также важности его свидетельства, такая сентиментальность воспринимается диссонансом. Поэтому если из текста убрать 29-й стих, то смысл проповеднического высказывания Предтечи о божественном происхождении Христа не только не изменится, а даже ещё и усилит восприятие свидетельства пророка за счёт исключения из него деталей чисто личностных переживаний в связи с началом миссионерской деятельности Бога-человека.

И последнее по 29-му стиху. Если сын Бога Иисус Христос сравнивается с женихом, то кто тогда подразумевается под невестой? Оставим этот вопрос без комментария. Если же в этом стихе подразумевается также и земная сущность Иисуса, то тогда должна быть и невеста, так как социальные иудейские традиции того времени осуждали безбрачие, а обязанностью каждого добропорядочного еврея было женить своего сына.


Известие о воскрешении Иисуса Христа