Несколько слов об Андрее Белом

или о том как все начало быть

В отношении места Андрея Белого в отечественной культуре коротко, но ёмко написал Лев Котюков в своём «Слове о поэте» в связи с выходом в свет исследовательской работы З. И. Голощаповой «Кучинский остров Андрея Белого» [1]: «Андрей Белый – уникальное явление в русской литературе конца XIX – начала XX века, периода вошедшего в историю русской культуры под символическим названием Серебрянного века нашей культуры. Поэт, прозаик, философ, литературовед и публицист – он жил и творил на рубеже этих двух веков, когда в мире, а в России в особенности, происходила ломка экономических, социальных, нравственных, фундаментальных человеческих отношений и ценностей.»

Поэтому мне, как автору научно–литературного эссе символического образа Владимира Высоцкого на основе славянской азбуки «Кириллица» с эклектическим использованием понятий, явлений, законов и научного аппарата филологии, философии, физики и математики было очень лестно принять предложение З.И. Голощаповой о сотворении нечто подобного в отношении Андрея Белого [2]. Удивительно, что её предложение было сделано очень своевременно, поскольку недоброжелательные критики начали основательно «бомбить» предложенную мной концептуальную идею алгоритма разработки эклектического образа личности человека по его фамилии на основе славянской азбуки «Кириллица». Предвидя схожую реакцию со стороны таких критиков и по образу А.Белого, я заранее подготовил своеобразный ответ, содержащий компромиссную попытку возможности позитивного сближения обеих позиций. Ведь критика это тоже литература, а читатель не глупее нас и последнее слово конечно же будет за ним.

Талантливо написанный навет
Достоин изощрённого допроса.
Искусно приготовленный обед
Достоин чувственного носа.

«БЕЛОЕ ПЯТНО» В АВТОБИОГРАФИИ БОРИСА БУГАЕВА

«Белое пятно» автобиографии писателя высветилось сразу – это его более чем странный двойной псевдоним. Остальное, как говориться, было делом техники, бессонных ночей и метров исписанных страниц. Об остальном судить Вам, читатели! В отличие от многих псевдонимов известных литераторов, основной псевдоним Бориса Николаевича Бугаева – «Андрей Белый», представляется одним из самых таинственных и сложных для объяснения вложенного в него смысла, хотя бы потому, что этот псевдоним оказывается придумал не он, а … Впрочем об этом ещё рано.

К ВОПРОСУ О ПОДГОНКЕ ПОД ОТВЕТ

И когда сначала напряглось, а потом вспомнилось, что: «Правильно поставленный сложный вопрос должен указывать на путь его решения и содержать ответ в неявном виде». Однако всё не так просто. У В.Высоцкого по этому поводу есть изумительные строчки:


Гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

Эти строки Лев Аннинский прокомментировал так: «Классно обёрнуто. Ответов навалом. Вопрос засекречен». И когда стало ясно, что псевдоним писателя тоже зашифрован, пришла идея по поводу которой, подражая В.Высоцкому, родилось следующее:

Всё просто. Я напал на след.
На автора эксперт поглядывает косо.
В решеньи видит он подгонку под ответ,
Но не находит веского вопроса.

Парадоксальная ситуация. Эксперт не уверен что ответ правильный, но доказать этого он не может. Впрочем, я опять забегаю вперед. Итак, всё по порядку.

Б. БУГАЕВ, ОН ЖЕ – А.БЕЛЫЙ, ОН ЖЕ – АЛЬФА, ГАММА, ДЕЛЬТА И ПРОЧЕЕ И ПРОЧЕЕ.

Как уже отмечалось, первое, что обращает на себя внимание это то, что в качестве псевдонима взято не только фамилия (наиболее частый случай), но и имя, которое по этическим причинам меняют гораздо реже. Вторым любопытным обстоятельством, как уже отмечалось, является авторство этого псевдонима. Оказывается, что двойной псевдоним «Андрей Белый», по собственному признанию Б. Н. Бугаева, придумал ему отец его друга Михаил Соловьёв, который был сыном знаменитого историка, автора многотомной «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьёва. Идейным же учителем Бориса Бугаева был старший брат Михаила – Владимир Соловьёв. Владимир Соловьёв был авторитетным религиозным философом, поэтом и публицистом, проповедовавшим идеи древнегреческого и новоевропейского идеализма. Он оказал большое влияние на учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего…

Эпитет «Белый» был взят в качестве псевдонима фамилии неспроста. В понимании «Соловьёвской школы» он означал душевную чистоту, высоту помыслов и цвет «Богопознания». Впоследствии, помимо основного псевдонима «Андрей Белый», писатель использовал многие другие псевдонимы, в том числе: А., Альфа, Быков, В., Гамма, Дельта, Зигмунд, Яновский, 2Б., Студент-естественник, Spiritus, Tacituro, Cunctator и другие. Кроме того, у А. Белого была визитная карточка, на которой было написано: «Виндалай Левулович Белорог (Единорог)» [1].

 


Кириллица искони бе