Некоторые мысли, возникшие при прочтении эссе об Андрее Белом
Мы не станем оппонировать г-ну Анатолию Благихъ (Алымову) по существу его монографии «На рубеже чела веков». Наши мировоззренческие разногласия выявлены в критике одной из предыдущих работ автора о поэте В.Высоцком.
Однако нам представляется весьма важным затронуть одну из граней гуманитарного, педагогического и просветительского значения любой печатной и опубликованной работы. В наше время попкорно-чипсового мировоззрения просветительская деятельность интеллектуалов, возможно, является не только наиважнейшей, но и сакральной.
Попробуем объясниться.
Значимость, в частности, работы г-на Алымова об Андрее Белом, нам представляется позитивной не с точки зрения правильности выдвинутой гипотезы (нумерологии имён и соотнесение их со старославянской азбукой – «Кириллицей»).
Нам представляется важным не столько доказательство выдвинутой гипотезы, а в том, что предлагаемый опус, помимо личного мироощущения автора, манит читателя в маленькое путешествие, посвящённоемиру поэта и феномену создания его псевдонима.
Напряжённость повествования, отступление в сторону от магистральной линии доказательства выдвигаемой гипотезы побуждает читателя к творческому восприятию поэтического мира главного виновника повествования, интерес к биографическим подробностям и, главное, стихам поэта Серебряного века Андрея Белого.
Притягательность эссе заключена в поступательно развивающейся интриге повествования. На протяжении тридцати страниц спираль повествования свёрнута подобно пружине, готовой распрямится при малейшем прикосновении.
Сверхзадачей опуса является попытка разбудить интерес молодого пытливого ума, открытого к постижению мира, но не имеющего счастья встречи с поэзией.
Читатель, интересующийся и любящий поэзию, не нуждается в допинге – критических статьях, исторических хрониках и т.п., важных и любопытных обстоятельств жизни поэта. Для продвинутого читателя важна сущность феномена – его стихи!
Любитель стихов напрямую встречается с поэзией, посредники ему не нужны!
Но существует и другая реальность – открытость юноши в непознанный мир, в частности, в мир поэзии. Не хватает малого толчка, чтобы окунуться в волшебный мир поэтических образов.
Г-н Алымов заполняет вакуум пространства литературной критики, слабой, а порой беспомощной, и продуцирует жажду познания к обстоятельствам жизни поэта и тем самым пробуждает интерес к личности и, самое главное, творчеству поэта. Подобный нетривиальный литературный ход может вывести молодой, неискушённый и ищущий ум на дорогу познания искусства!
Если хотя бы на одного читателя увеличится армия любителей стихов, можно считать задачу, поставленную автором эссе, выполненной!
С точки зрения научной доказательности мы критически относимся к обоснованию предлагаемой гипотезы, однако сила эссе заключена в том, что она побуждает юношескую любознательность и интерес к предмету литературного расследования, что является несомненным достоинством, отсутствующим во многих критических статьях.
Пробуждение интереса к «Большой» поэзии страждующих дерзновенных молодых людей – вот объективные, основополагающие и позитивные достоинства предложенного нам эссе!
Монин А.Я.,лето ,2010 год.