Рецензия на произведение Анатолия Благихъ (Алымова)


«НА РУБЕЖЕ ЧЕЛА ВЕКОВ».


Следует сразу оговориться, что я не являюсь большим поклонником творчества Андрея Белого. Однако, несомненно, существует нечто объединяющее с ним всех россиян моего поколения. Он, поэт и философ, яркий представитель символизма начала ХХ века, связан с нами тем тревожным, мятущимся предощущением грядущих перемен. Сонма тех неоднозначных, сокрушительных перемен, которые до основания перевернули прежние устои всего общества , включая традиционные представления о добре и зле.

Странный, неожиданный богатый аромат интриги и увлечённости автора, полностью погрузившегося в мир поэта, писателя и своеобразного философа, оставляет после прочтения работа Анатолия Алымова-Благих об Андрее Белом.

На протяжении всего прочтения мы следуем за его оригинальными размышлениями, которые напоминают отчаянного акробата, бегущего по тончайшей нити на грани адекватности и рискующего упасть в пропасть. Мы азартно «болеем», следя за его спорными манипуляциями над пропастью, замираем, когда он почти срывается в бездну абсурда, и облегчённо вздыхаем, глядя как он всё же упорно продвигается вперед, преодолевая, казалось бы, неразрешимые трудности в «подгонках под ответ» и поиске «нужного вопроса».

Многие, как я, назовут его выводы и заключения спорными, субъективными, замешанными на желании увидеть логику и смысл в случайных событиях.

Но что же такое, по сути, случайное событие? Нередко мы называем так событие, которое невозможно вписать в известную нам схему закономерностей и знакомых нам причинно-следственных связей. Сразу возникает вопрос : «А не гордыня ли это – считать окружающий мир лишенным непознанных тайн и неисследованных явлений ?». Несмотря на достижения науки и техники, в наши дни всё чаще можно услышать слова: «Нет ничего случайного! Это мы пока еще не познали сути происходящего и потому причины явления от нас скрыты.»

Безусловно, в процессе познания причин возможны ошибочные и тупиковые пути, возможен даже не совсем корректный, отдающий дилетантизмом анализ.

Но, позвольте! Бездействие, не приносящее горьких плодов ошибочных выводов значительно более опасное и отрицательное явление – «сон разума», который становится в наше время эпидемией, губящей всякую живую мысль и способность мыслить вообще.

При пресыщении информацией, исходящей в наш технократический век из огромного числа устройств, передающих чужие, многократно «пережёванные» мысли, пассивное большинство не тратит сил на самостоятельный анализ происходящего. Куда легче и незатратнее использовать готовые «шаблоны», благо их множество на все вкусы и наклонности.

Да и многие открытия в мире, как правило, осуществляют те самые дилетанты. Дилетанты, которые по причине, свойственной только им, просто не знают, что маститые ученые уже дали свое категорическое заключение о невозможности и нецелесообразности вести какие-то изыскания в данной области.

Алымова – Благих невозможно упрекнуть в бездействии, болезни века, называемой «сном разума». Остается только восхищаться тем фонтаном энергии и энтузиазма, с которым он исследует биографию, близкое окружение и сам дух непростого времени, в котором жил трагический талант Андрея Белого.

С какой изобретательностью, новизной, неожиданным и неповторимым подходом к русскому слову автор исследует псевдоним поэта. Его гипотеза имеет право на существование и уж точно право на уважение к самобытному, самостоятельному, присущему только одному ему, образу и строю свежих, творческих и неповторимых мыслей.

Нельзя при этом не заметить некоторую логическую и идейную незавершенность попытки исследования связи дат эпохальных событий с появлением комет, а так же с той критической датой 1954, которая предсказывалась поэтом как некий трагический рубеж. Просвещённый читатель может укорить автора в том, что более глубокие исследования в поиске коэволюционных взаимосвязей между общественными и космическими процессами в их циклично-эволюционной динамике давно существуют в трудах известного российского биофизика, основоположника гелиобиологии и аэроионификации Александра Леонидовича Чижевского и ряда известных науке имен его последователей и предшественников (Уильяма Гершеля, Джевонса, Менгера, Вальраса, Мовеса, Делоне и других.) Этот талантливейший российский ученый живший, к слову, в ту же сложную эпоху Андрея Белого, уже в самом начале века издал труд: «Физические факторы исторического процесса: влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р.Х. и по сие время. Краткое изложение исследований и теории». Имя этого человека сейчас известно всему миру, а его открытия используются в прогнозах политиков, социологов, силовых структур и пр.

Вот строки стихов 1921 года, принадлежащие А.Чижевскому:

И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи.
И жизни лик подернулся гримасой:
Метался компас – буйствовал народ,
А над землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.
О, ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей –
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!"

С несомненной очевидностью проще и конструктивней обратиться к первоисточникам в этом направлении.

Автору же рациональнее обратиться к дате 1954, производя её анализ, исходя из субъективных предпосылок самобытной индивидуальности самого поэта: его психоэмоциональной конституции, мировоззрения, тревог и страхов, основанных на реальных и надуманных событиях, верных и неверных выводах, приведших к этому странному несостоявшемуся пророчеству.

Эти детали, тем не менее, не умаляют ценности работы в целом.

Особую привлекательность труду Алымова-Благих придает чистота и полёт его намерения, высокие помыслы, заставляющие автора смотреть вверх к высотам человеческого гения, а не вниз, концентрируясь на ставших в наши дни традиционными «жареных мелочах», так привлекающих массы обывателей. Именно в угоду предполагаемой прибыли, которую сулит эта неразборчивая и малообразованная публика, некоторые современные авторы дружно «скрипят перьями» над детективными триллерами, изобилующими подробностями извращенной морали, которые даже читать «склизко».

Человек, душа его, может достичь прекрасных сверкающих высот: интеллекта, утончённости, любви, гуманизма, творческих взлётов и других качеств, приближающих человека к высотам Бога небесного.

Толпа же – явление безобразное, обладающее только самыми низменными инстинктами животного: жестокостью, агрессивностью, отсутствием разума, стыда и сострадания и всем, что приближает к темной пропасти геенны огненной.

Когда-то я услышала легенду о том, что Бог и Сатана, ведущие постоянную борьбу за души человеческие, разделили полномочия. Бог сделал первый шаг – поселился в душе каждого человека. Изощрённый враг человеческий нанёс ответный удар – поселился в толпе.

Истинный писатель несёт на себе бремя культурно-просветительского, гражданского и патриотического воспитания толпы, состоящей из отдельных душ человеческих. Недаром стал «крылатым» девиз Н.А.Некрасова: «…Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Писатель беседует с читателем один на один, душа с душой. Такой приватный разговор особенно ценен и воздействует на умы читателей напрямую.

Остается несомненным глубокое чувство того, что читая труд Алымова-Благих « На рубеже чела веков», вы получаете заряд духовности.

Представим даже, что смысл псевдонима поэта, найденный автором через его неожиданный, пусть даже гипотетически не очень корректно обоснованный подход, имел совсем иной, более приземлённый смысл.

Но как красива сама идея! Идея, заставляющая читателя поднять взоры ввысь, к святому и прекрасному началу. К тому, что позволяет считать человека венцом творенья, созданием по образу и подобию Божьему.

Уверена, что основная ценность этой работы в том, что не оставит читателя равнодушным. Работа автора « На рубеже чела веков» заставляет каждого задуматься над смыслом бытия, творчества и жизни в целом, наполниться восхищением перед величием истинной красоты мирозданья, центром которого является чудо человеческого гения, источающего любовь к окружающему миру в многозначных символах, из которых слагается слово.

СЛОВО, сотканное из звуков, смыслов и других невидимых глазу проявлений, роднящих человека с тем единым, абсолютным, творческим и созидающим началом, именуемым ТВОРЦОМ.

Писательница, постоянный член Жюри международных авторских конкурсов прозы под эгидой фонда ВСМ

Анна Чайка