Расшифровка псевдонима имени

Расшифровка псевдонима фамилии

С фамилии начинается всё – автобиография, протокол допросов например и т.д. Фамилия – это как одежда незнакомого нам человека. Человека воспринимают прежде всего по его фамилии, так как фамилия есть имя родовое. Помните детскую загадку – шутку, основанную на неясности звукового восприятия разных по смыслу слов: «По - чему Ленин ходил в ботинках, а Сталин в сапогах?». Ответ на «По чему?»: «По дороге». Есть и другой тоже правильной ответ, но на вопрос «Почему?»: «Потому что Ленин был сыном дворянина, а Сталин сыном сапожника»
Поэтому ключом к расшифровке псевдонима Бориса Бугаева послужило квази предложение, формально образованное из согласованных между собой названий букв по Кириллице в фамилии Белый [ 3 ]


Б Е Л Ы Й
Буки есть люди еры и краткие

Согласитесь, что в получившейся фразе есть что-то осмысленное – вроде афористического, не лестного высказывания о каких-то плохих людях, которые – «Буки». С грамматической точки зрения полученное предложение также построено по всем правилам русского языка и даже передаёт языковой строй более ранних эпох, т.е. языка, на котором говорили наши далёкие предки. Однако после некоторой эйфории от многообещающего начала пришло осознание того, что получившееся предложение есть всё же некий макет фразы вроде:

«Гло?кая ку?здра ште?ко будлану?ла бо?кра и курдя?чит бокрёнка»,

приведённый в замечательной книге Л. Успенского «Слово о Словах. Ты и твое имя» [9]. Дело в том, что название буквы «Б» – «Буки» на самом деле означает совсем не то, чем пугают маленьких детей. Так, например, по церковнославянскому словарю, «Буки» переводится как «Шум» [10]. В переносном же смысле может означать также «Глас», а с некоторых пор закрепилось толкование как «Бог». Соединив в одно переносные значения буквы «Б» «Глас» и «Бог» и согласовав их между собой, получим уже нечто другое и многозначительное:

Глас Божий есть люди еры и кротки

Смысловое значение названия буквы «Ы» – еры в Кириллице трудно переводимо на современный язык. Есть мнение, что его вообще не существовало. Однако, если предположить, что название буквы «Ы» – еры исходит от древней формы созвучного слова «Ерыло», трансформировавшегося позже в «Ярило» подобно преобразованию слова «Ентарь» в «Янтарь» в XVII веке [11], то первоначально возникло два варианта противоположного толкования получившейся фразы:

Глас Божий есть людям грешным и праведным. Глас Божий есть людям светлым и праведным.

В первом варианте буква «Ы-еры» в псевдониме несёт смысловую нагрузку от созвучного – ярить, т.е. жечь, разжигать страсти. Последняя версия считается грехом.
Во втором варианте буква «Ы-еры» так же несёт смысловую нагрузку от созвучного – ярый, но уже в смысле огненный, пылкий, солнечный, светлый, белый.
Замена слова «кротки» на «праведным» в обоих рассматриваемых вариантах фразы напрашивается сама собой.

Учитывая, что автор псевдонима Михаил Соловьёв был последователем своего старшего брата Владимира и пропагандировал его философские, религиозные и культурологические идеи, то можно с большой степенью вероятности допустить, что в фамилию псевдонима «Белый» изначально был заложен именно такой , или по крайней мере близкий теолого-символический смысл. Не делая окончательного выбора между двумя вариантами прочтения получившейся подстрочной фразы обратимся к расшифровке псевдонима имени «Андрей».

РАСШИФРОВКА ПСЕВДОНИМА ИМЕНИ

Андрей – в переводе с греческого означает «мужественный».

В христианской религии это имя связано с апостолом Андреем, который до знакомства с Иисусом был рыбаком.
По признанию Евангелиста Иоанна Богослова, он и Андрей до знакомства с Иисусом были одними из учеников пророка Иоанна Крестителя – предтечи Мессии.
После свидетельства Крестителя в том, что Иисус является истинным Сыном Божьим, они перешли в ученики к Иисусу Христу.
Для смысловой разгадки двойного псевдонима Бориса Бугаева – «Андрей Белый» здесь уместно дать следующие пояснения.

Обычно, особенно в начале своей миссионерской деятельности, вербуя себе учеников, Иисус сам проявлял инициативу, приглашая кандидатов следовать за ним для последующей беседы. В случае же с Андреем и Иоанном все было наоборот. Авторитет Крестителя для них был настолько высок, что они сразу пошли за Иисусом и на его вопрос: «Что вам надобно?» они спросили его: «Равви (учитель), где живешь?». [6] В то время по свидетельству самого Иоанна он был юношей и очевидно, что признание Иисуса учителем и вопрос о его месте жительства были высказаны Андреем по праву старшего. В Евангелиях нигде не говорится о точном возрасте Андрея и Иоанна, но разницу в их годах, а следовательно и их статус по этикету можно представить по величайшей картине русского художника А. Иванова «Явление Христа народу». После последовавшего приглашения Андрея и Иоанна в дом Иисуса, где они пробыли весь день, за Андреем закрепилось второе имя - Первозванный. А после казни, воскрешения и вознесения Христа апостол Андрей Первозванный проповедовал в восточных странах. За свою миссионерскую деятельность он был распят на косом кресте. Впоследствии косой крест стал символом православной веры в России. Поэтому букву «Х» в Кириллице можно рассматривать как графический знак этого креста и православного христианства. Эта буква в Кириллице имеет название «Хер». Её смысловое значение восходит от греческого ???? – рука, десница. В современном русском языке греческое основа сохранилась в слове "Хиромантия" – гадание по руке. Помимо рассмотренных смысловых значений, буква «Х», может так же обозначать имя «Христос».

Теперь обратим внимание на следующее обстоятельство. В повседневной жизни к Андрею Белому обращались как к Борису, а не как к Андрею. Имя Борис восходит от русского Борислав, что переводится как Борис славный или славный Борис. Дом Соловьёвых был для него духовным приютом, где его понимали и главное видели в нем неординарную личность. Поэтому не исключено что в кругу этой семьи о нём отзывались и так: «Право славный Борис…». Учитывая склонность автора псевдонима Михаила Соловьёва к словотворчеству и символизму можно допустить, что апостольское имя псевдонима «Андрей» возникло в результате игры слов: право славный и православный.

СМЫСЛОВОЕ СОГЛАСОВАНИЕ ПСЕВДОНИМОВ ИМЕНИ И ФАМИЛИИ.

Если исключить из всех возможных вариантов совместного прочтения двойного псевдонима близкие по смыслу слова, приведенные в таблице, то даже по самым скромным расчётам число оставшихся вариантов фраз будет равно числу перестановок из n элементов [12]:

A=n!=1*2*3*4*5=120

где n – число отобранных из таблицы возможных смысловых значений полного псевдонима и букв в псевдониме фамилии. Исходные данные были подвергнуты компьютерной обработке. Из всего многообразия интересных, причудливых, а порой неожиданных и оригинальных вариантов прочтения фраз, выданных компьютером, были отобраны следующие:

Десница Божия есть глас Христа людям грешным и праведным
Христос есть глас Божий людям грешным и праведным
Первозванный апостол Христа есть человек светлый и праведный

Учитывая глубокую религиозную основу учения Владимира Соловьёва можно допустить, что именно этот смысл был заложен его братом Михаилом в основу двойного псевдонима друга его сына Бориса Бугаева. Однако в то же время следует признать, что не смотря на завораживающую магию всех трех вариантов в них отсутствует главное – родительское имя самого писателя, от которого Андрей Белый никогда не отрекался. Поэтому в качестве основной соловьёвской версии зашифровки смысла двойного псевдонима следует всё же признать следующий вариант, так же выданный компьютером:

Православный Борис есть человек грешный и праведный
Разбив слово «человек» на оригинальный образ «чело века», найденный самим А.Белым, но только трансформировав его во множественное число и согласовав со словом «грешный», получим окончательно:

Православный Борис есть чело веков греховных и праведных

В процессе расшифровки псевдонима особенно на ранних стадиях были и другие версии. Приведем один из наиболее оригинальных вариантов, образованных из сокращенного написания псевдонима «А.Белый»

А. Б Е Л Ы Й
Аз Буки есть люди еры и краткие
Соединив название букв «А» и «Б» в одно просящееся слово получим нечто осмысленное:
Азбуки есть люди еры и кротки
Заменив слово «Люди» на оригинальный образ «Человек – чело века», найденный самим А.Белым, но только трансформировав его во множественное число, получим нечто:
Азбуки есть чела веков еры и кротки
На слух «Еры» воспринимаются как «Эры», в смысле «Эпохи». Заменив слово «Кротки» на более согласованное «Уходящих» имеем окончательно:
Азбуки есть чела веков эпох уходящих
Из последней фразы образовалось нечто энциклопедическое: «Азбуки - это озвученные символические образы людей разных эпох, отображаемые системой условных графических знаков».
В основном окончательном варианте прочтение смыслового значения двойного псевдонима есть все, что не только отвечало характеру молодого Бориса Бугаева к моменту его литературного дебюта в 1902 году под именем Андрея Белый, но и так же предвидения будущей судьбы литератора как личности с точки зрения автора этого псевдонима Михаила Соловьёва.
В получившейся фразе совмещены три основных момента характерных для символизма. Это, во-первых, обобщенный образ человека. Во-вторых, отражение эпохи того времени. И, в-третьих, использование Кириллицы как ключа для зашифровки смысловых значений образа писателя.
Ключевыми словами окончательного варианта псевдонима, которые определяют весь замысел фразы, являются «чела веков». Поэтому для дальнейших рассуждений с них и начнем.

НА РУБЕЖЕ ЧЕЛА ВЕКОВ.

Процесс формирования личности А.Белого в молодые годы (1896 – 1902) в период от начала сближения с Соловьёвыми и литературного дебюта происходил под сильным влиянием религиозно мыслящих философов, мечтателей, пророков и мистиков, живших во власти неясных и тревожных предчувствий ощущая рубеж XIX –XX столетий. Прежде всего это относится к его более старшим по возрасту современникам Владимиру Соловьёву (1853 – 1900) и Рудольфу Штейнеру (1861 – 1925), которых А.Белый считал своими учителями.
Можно себе только представить какое воздействие на впечатлительного девятнадцатилетнего Бориса произвела «Повесть об Антихристе» (1899) его духовного кумира В. Соловьёва в которой содержалось пророчество, производящее и по ныне ошеломляющее впечатление своим предвидением: «Двадцатый век был веком великих войн, потрясений и гражданских междоусобиц» [13].
Позднее А. Блок со свойственным ему обобщающем мироощущением в поэмах «Возмездие» и «Двенадцать» подведет итог всему ушедшему XIX веку и всем тем сбывшемся пророчествам, которые произошли в начале XX века.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечно брошен человек!

Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели тёмные дела.

Двадцатый век…Еще бездомней,
Еще страшней жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла)

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!


БОРИС КАК ЧЕЛО ВЕКОВ ГРЕХОВНЫХ?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать – как воспринимали А.Белого окружающие и как воспринимал он себя сам. А.Белый был сложной личностью. Как и многие гениальные люди он был соткан из колоссальных противоречий. Это проявлялось не только в его творчестве, но и в его поведении. В повседневной жизни он был порывистый, развинченный в движениях, говорливый, весь в излияниях и философских импровизациях. По отношению к людям, событиям, идеям он всегда проявлял двойственность суждений. Двусмысленность суждений о людях создавала ему славу двуличного человека, хотя он по своей природе таковым не был.

В состоянии душевной депрессии он мог исповедоваться кому попало, выворачивая душу порой вовсе незнакомым людям. Роман с женой своего друга А. Блока, попытка самоубийства, непристойные прилюдные пляски в обнаженном виде и другие сублимированные эпизоды всё это было в его биографии.

На тебя надевали тиaру – юрода колпак,
Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак!
Как снежок по Москве, заводил кавардак гоголёк,
Непонятен – понятен, невнятен, запутан, легoк.
Конькобежец и первенец, веком гонимый взашей
Под морозную пыль образуемых вновь падежей.
О. Мандельштам. 1934

В 1901 году он говорил о себе: «Кто я? Композитор, философ, биолог, поэт, литератор иль критик?» Выбрав же литературное творчество, он писал А. Блоку в 1903 году: «Роль юродивого, анархиста, декадента, шута мне посланы свыше.
С покорностью принимаю ее».
В дуализме Канта писатель находил аргументы для объяснения противоречий своего сознания.


Исхатология числовых значений двойного псевдонима