Интеграл Высоцкого

Символические координаты В.С.Высоцкого

Удивительно, что эмоционально-физиологическое восприятие песен Высоцкого в собственном исполнении (смысла, структуры текстов, музыкального оформления и своеобразия голоса) можно увязать с античным философским учением о гармоническом единстве физических, геометрических и акустических свойств структуры мироздания [2] и современными знаниями физики и математики.

Представим символический образ Владимира Семёновича в декартовых координатах в виде графической функции, отложив по оси "X" порядковые номера букв в его фамилии, а по оси "Y" числовые значения этих букв по Кириллице.

Cимволические координаты Высоцкого

Числовые значения координат по оси "Y" аппроксимируем физической характеристикой, в качестве которой выбрана частота звука f в герцах по следующим соображениям. Владимир Высоцкий был поэт, сочинитель и исполнитель своих песен, а произносимые им слова стихов – это звуки; пропетые стихи – это звуковая песенная мелодия; мелодия – это гармонические звуки, записываемые и воспроизводимые с помощью нот, основной физической характеристикой которых является частота распространения звуковых волн в воздухе. Частотные характеристики голосового исполнения музыкальных произведений взяты из ОСТ 7710 по предложению А.Монина.

Полученную ниже графическую зависимость принимаем как гладкую непрерывную функцию, т.к. ее график можно начертить без отрыва карандаша от бумаги.

От буквы к числу через эклект-эстетику

Прежде, чем интерпретировать полученную функцию Y=F(x) в целом, обратимся вновь к букве "Й". Эта буква не имеет прототипа в Кириллице. В 1735 году она была впервые введена в гражданскую азбуку под названием "И краткое". Буква "И" по-гречески имеет название "Иота". Переносное фигуральное понятие названия этого слова означает некую очень малую величину, передаваемую в литературе как "Не отступить ни на иоту". В дальнейшем, в результате трансформации произношения буквы "И" перед гласными это слово стало читаться и писаться по-русски как "Йота". [1, 3, 4]

Оказывается, что такие чисто лингвистические превращения можно логически представить в строгой математической форме следующим образом.

Если букве "И" соответствует по Кириллице число "10", то по смысловому определению число буквы "Й" (обозначим это число – |Й| ) должно отличаться от числа |И| = 10 на очень малую величину, т.е. на "Йоту". Судя по виду графической зависимости Y=F(x) на участке функции "Ц-Й" |Й| меньше|И|. Следовательно, формально можно записать, что |И|-|Й|=|Йота|. Заметим, что поскольку понятию "Йота" соответствует вещественное число и |Йота| не равно 0, то, аппроксимируя зависимость Y=F(x) на участке "И-Й" гиперболической функцией [5, 6] , Y(x)=|И|-1/x=10-1/x получим для х = 8:

|Йота|=1/8=0,125 и, соответственно, |Й| = 10-0,125=9,875

Современное же название буквы "Й", по аналогии с Кириллицей, можно представить как "И-йота", где дефис символизирует знак "минус", т.е. числовую разницу между |E| и |E|.

Величину |Йота| и число|Й| буквы "Й" можно вычислить ещё точнее, представив жизненный путь Владимира Семеновича в виде собственного биения его сердца в режиме затухания по аналогии с затухающими колебаниями свободно отпущенной струны. Так и хочется продолжить – струны его гитары, струны его души…

Затухание колебаний струны обусловлено силой её трения о воздух, а смещение её амплитуды на самом нижнем участке кривой И-Й в точке "Й" можно выразить формулой [7]

Y=e -δt

где y – смещение амплитуды затухающих колебаний струны в точке "Й" относительно уровня . В данном случае имеет значение жизненного потенциала; t – время колебаний струны до полного затухания. В данном случае, имеет значение как условное время жизни Высоцкого, соответствующее числу последней порядковой буквы его фамилии, т.е. – 8; δ – коэффициент трения струны о воздух, здесь понимается δ= сила жизни (СЖ)/сила смерти (СС), т.к. на грани жизни и смерти |СЖ|-|СМ|, то ?=1.

С учетом изложенного, получим

Y=e -8 =1/e8 , т.е. y=|Йота| =33.5...- 10 -5

Тогда число |Й|=10-33.5 * 10 -5=9.999665....

Полученные значения чисел |Йота| и|Й| бесконечны, иррациональны и трансцендентальны, что с точки зрения схоластики и философии Канта трактуется как предельно общие понятия, выходящие за пределы "мира явлений", например идеи "Бога, Души, бессмертия и бесконечности" [1, 5, 6].

От баритона до октавы "голоса души " В Высоцкого

В.Высоцкий пел баритоном (по оценке Б.Ш.Окуджавы). Диапазон голосового исполнения музыкальных произведений баритоном находится в пределах частот от 110 Гц до 450 Гц – от ноты "ля" большой октавы до ноты "ля" первой октавы" (см. отзыв А Монина). Мы не знаем какой в действительности был диапазон голоса барда по частотной характеристике. Но, принимая во внимание, феноменальную резонансную, с эмоциональной точки зрения, синергическую реакцию со стороны слушателей, а также близость частоты, отвечающей букве |Ц| равной 900 Гц, частоте собственных колебаний барабанной перепонки человека, введем понятие об октаве "голоса души В.Высоцкого", которая располагается в диапазоне частот от f min=450 Гц, что соответствует f max баритона, до f max= 900 Гц, отвечающей величине частоты в точке "Ц" по Кириллице на графике.

Поскольку под октавой в акустике принято понимать такой диапазон частот, для которого выполняется условие f max=2f min , то просто удивительно, что для октавы "голоса души Высоцкого" это условие выполняется до "неприличной" точности 900/450=2.

Образная символическая интерпретация. Поэтому ему внимали все: и люди "басы", и люди "баритоны", и люди "теноры", и даже люди с очень тонкой организацией души – люди "сопрано".

Эмоцианально-физиологическое восприятие голоса и интерпретация жизненного пути В.С,Высоцкого по функции Y=F(x) звуковых частотных характеристик
Пояснения к вышеприведенному
графику и интегральной функции
Определяющие акустические точки на графике

Физиологическое восприятие

Интерпретация

Точка Ц=900 Гц Среднечастотный звук. Соответствует речевой (голосовой) частоте близкой к частоте собственных резонансных колебаний барабанной перепонки человека (акустический эталон – 1000 Гц) Поэтому его слышали все от людей "басов" до людей "сопрано"
γ = 110 ÷450 Гц γ = 450÷900 Гц Диапазон частот "живого голоса" и "голоса души" В.С Высоцкого
Точка К=20 Гц Инфразвук (ИФ). Соответствует порогу слышимости для большинства людей.
Точки
(И ~ Й) < 10 Гц
Инфразвуки, находящиеся за порогом слышимости, соответствующие началу негативного воздействия на организм человека. Например, ИФ ? 5?7 Гц вызывают ощущения усталости, тревоги и страха вплоть до тяжелых психических расстройств и безумия. Он замолчал. Теперь он ваш, потомки, Его не стало. Дальше – тишина. У века завтра лопнут перепонки, Настолько оглушительна она. Л.Филатов
θ=8ƒ1F(x)dx=2ƒ1f1(x)dx=4ƒ2f2(x)dx=6ƒ4f3(x)dx=8ƒ6f4(x)dx,

где θ – смысловая интерпретация интеграла В.С.Высоцкого;
8ƒ1F(x)dx– общий интеграл В.С.Высоцкого;
2ƒ1f1(x)dx– промежуток времени от тревожного ожидания родителей до рождения сына;
4ƒ2f2(x)dx– промежуток времени от безмятежного детства, светлой юности,
ломки характера до осознания своего предназначения в этой жизни;
6ƒ4f3(x)dx– период зрелости, расцвета таланта и всенародного признания поэта, музыканта, барда, артиста и т.д.;
8ƒ6f4(x)dx– выход за пределы рационального, вульгарно-материального мира людей и трансцендентальный переход в мир абсолюта, находящегося за пределами нашего разума.

Символическая длина волны "голоса души" В.С.Высоцкого в звуковом поле воздействия на окружающих

По закону физики:λ=с / f

где с=339.2*102– скорость звука в воздухе при допустимой температуре помещений (14 ºС), в которых В.Высоцкий давал свои концерты (ГОСТ 12.1.005-88, при выполнении тяжелых работ), см/сек; f=900 Гц – максимальная частота голосовых звуков в точке ό.

Откуда символическая длина волны "голоса души" В.С.Высоцкого равняется

λ=339.2*102/900=37.6888... см

Интерпретация: Полученное число длины волны звучания "голоса души" В.С,Высоцкого мистическим образом совпадает со временем жизни А.С.Пушкина не только по годам, но по месяцам прожитой жизни поэта, которое составляет 37,6849 лет.

Помните его строки: "С меня при цифре тридцать семь в момент слетает хмель…".

Между прочим, начиная это исследование, я даже не предполагал, что в конечном итоге может получиться такой вот научно-эстетический памятник кумиру миллионов нашего времени.

Да святится имя его!!!


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Советский энциклопедический словарь. – М.: Издательство "Советская энциклопедия",1988. 2.В.Ф.Асмус. История античной философии. – М.: Издательство "Высшая школа",1965. 3.Словарь иностранных слов.–М.:Государственное издательство Иностранных и Научных Словарей,1949. 4.Орфографический словарь.–М.:Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. 5.В.М.Тихомиров. Дифференциальное исчисление (теория и приложения). – М.: МЦНМО,2002. 6.М.Я.Выгодский. Справочник по высшей математике. – М.: Издательство "Наука", 1972. 7.Н.И.Кошкин, М.Г.Ширкевич. Справочник по элементарной физике. – М.: Издательство "Наука",1966.



ОТЗЫВ А.МОНИНА НА ЭССЕ "СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В.С.ВЫСОЦКОГО …"

Некоторые мысли, возникшие при ознакомлении с эссе Анатолия Благихъ

Эссе «Символический образ В.С. Высоцкого...» содержит убежденность и обладает априорной верой автора в предлагаемую им концепцию. Однако работе присущи досадные неточности, ошибки и наивные представления (в частности о нотной грамотности), волевые допущения, расплывчатость терминологии и интерпретаций.

В частности, нам представляется ложным отождествление названия буквы древнерусского и церковно-славянского алфавитов с их написанием и, тем более, произношением. Это касается упомянутых в тексте букв: Ц – ЦЫ, И –ИЖЕ, I - И.

Немотивированным нам представляется толкование буквы (Й), и сопоставление её с буквой (I) как числа "10" – версия автора, которая является неверной. По крайней мере, если следовать логике автора, (Й) следует сравнивать с буквой «Н – иже», со временем изменившей свое начертание (цифрой 8). Однако нам кажется, что (Й) следует сопоставлять с «нулем», а не со значащей цифрой. Нулевое значение буквы (Й), кстати, больше соответствует и старому и современному толкованию – «Ни одной йоты не изменил». Более того, в Кириллице йотированные буквы стоят в конце алфавита и не имеют цифровых аналогов (в терминологии автора – «ноль»).

Волевым актом автор приписывает числовым значениям букв Кириллицы величину частоты звука. Случайным образом разбивается на отрезки и интерпретируется «график» и «интеграл Высоцкого».

Далее, скорость звука в воздухе по МСА при давлении 1 атм., температуре 0 град. - равна 331 м/сек. Международная стандартная атмосфера (МСА) является условной атмосферой, вычисляется по барометрическим формулам и ее параметры зависят от многих факторов: высота, влажность, температура, процентное соотношение кислорода и азота и т.п. В общем случае это среднестатистические величины. Поэтому применение значения скорости звука с внесистемными единицами измерения (с точностью до см/сек) нам представляется весьма странным.

Все эти манипулирования похожи на «подгонку под ответ». Такая небрежность позволяет (вольно или искренне заблуждаясь) жонглировать понятиями и цифрами.

Нам представляется целесообразным остановиться на одном из тезисов приведенной работы – с нашей точки зрения – главном и наглядном.

В диапазоне звуковых частот (от 16 до 20000 Гц) для воспроизведения музыкальных произведений используется лишь небольшой интервал. Для фортепиано он лежит в пределах от 27,5 Гц (ля субконтроктавы) до 4699,2 Гц (ре пятой октавы) – диапазон семь с половиной октав. Диапазон голосового исполнения музыкальных произведений лежит в пределах от 87,31 Гц (фа контроктавы) до 1396,9 Гц (фа третьей октавы) – четыре октавы.

Частоты смежных звуков равномерно-темперированной шкалы связаны между собой соотношением

fi+1=fi x k0

где k0, = SQRT12 ( 2 ) = 1.0595 – интервальный коэффициент. В этом случае говорят, что интервал между звуками равен полутону.

ОСТ 7710

Приведенная частотная характеристика хроматической равномерно-темперированной шкалы показывает вольность обращения автора с терминологическими понятиями и объективными фактами, из чего следуют наивные выводы.

И по существу. Современный европейский звукоряд октавы состоит из двенадцати полутонов (нот), а не семи, как предполагает автор и большинство людей, далеких от музыки. «Семь нот в тишине» - красивая метафора, и только! Справедливой она была лишь в средневековье, до И.С. Баха. Диапазоны музыкальных певческих голосов, положенные на частотные характеристики фортепиано показывают сомнительность выведенных в эссе формул и их интерпретацию.

Обращаю внимание, что в расчетах полной продолжительности жизни А.С.Пушкина Вами допущена ошибка. Полная продолжительность жизни А.С.Пушкина равна 37,6849315 лет, но ни как не 37,7777…

Таким образом, мы убеждаемся, что "красивая" идея автора рассыпается в прах.

Для оценки творчества в рамках «научной эстетики», которая имеет право на существование, необходим системный и научный подход. Методология науки, как известно, предполагает, как минимум, наличие новизны, количественной оценки явления, строгости и повторяемости фактов, событий и результатов эксперимента. Однако это, к сожалению, отсутствует в опубликованной работе.

Предлагаемые Вами «теоретические» изыски, так и их критика, не лишают каждого из нас эмоционально оценивать музыкальные произведения (и другие продукты искусства) и давать им личностную эстетическую оценку. Достаточно изложить свои эмоциональные ощущения и переживания в рамках традиционной критической статьи, как это принято в искусствоведческих исследованиях (где возможны гиперболы, метафоры, гротески, парадоксальные сравнения и алогичные оценки общепринятых понятий, фактов и т.п. и т.д.). При этом свои выводы нет необходимости подтверждать псевдонаучными и сомнительными теориями и формулами.

Глубокое уважение вызывает искренняя любовь автора эссе к гениальному творчеству В.С. Высоцкого.