Что такое жизнь с разных точек зрения


 

Мы не будем в рамках настоящей статьи детально останавливаться на анализе приведённых функциональных понятий жизни, основанных на кибернетическом подходе с использованием триединой формулы сущности жизни как процесса. Ясно одно, что за этими формулировками стоит напряжённый труд их авторов, которые старались писать не только для посвящённых, но и для другой философствующей публики, к числу которой мы относим конечно и себя. Отметим главное: Формула жизни члена-корреспондента АН СССР, известного математика Ляпунова вызревала в чисто академической среде, при тесном творческом контакте с авторитетными учёными из числа физиков, химиков, биологов, генетиков, философов и др.. Формула же Мурзина, инженера-изобретателя, полковника, военного специалиста, кандидата технических наук, ковавшего оборонный щит нашей страны, возникла вне основного круга его профессии – в результате одной, но пламенной страсти в плане философского обоснования истоков возникновения эстетики Homo sapiens с позиций естественнонаучной мысли.

Однако рассмотрим обе формулировки понятия «жизнь» с точки зрения требований логики.

Как известно, наука логика требует, чтобы определение понятия удовлетворяло четырём главным правилам:

1. Быть необходимым и достаточным (соразмерным);
2. Не содержать тавтологического логического круга;
3. Не быть только отрицательным;
4. Быть кратким, точным и ясным.

Хотя формула жизни Мурзина и уступает по приведённым чисто логическим требованиям аналоговой формуле Ляпунова, тем не менее в ней содержится, хотя и в неявном виде, идея информационной сущности феномена жизни. В другом месте своих раздумий, касающихся вопросов происхождения жизни на Земле, Мурзин прямо пишет, что «термолабильное белковое существо живого не могло появиться раньше вещества жизни – носителя её информации», т.е. некоего мирового вещества как информационного носителя Разума. Или, можно сказать по-другому, возникновение жизни невозможно без предварительного информационного плана.

Один из оппонентов Мурзина отмечает, что нельзя в определение понятия «жизнь» включать слова «с целью господства в природе», т.к., мол, у жизни как таковой не может быть цели. Хорошо. Пусть будет так, но а как тогда насчёт пути жизни. А он существует, и это – очевидный факт, не требующий доказательств. А если есть путь, то должна быть и цель. Другого не дано. Это основной логический принцип доказательства существования причинно-следственных отношений между, в данном случае, двумя объективными реалиями. Ведь как образно сказал поэт: «Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Таким образом напрашивается логический вывод.

До появления человека, обладающего способностью объективного отражения действительности, существовала, а значит, и есть некая другая, неизвестная, но ускользающая от наших ощущений более высокая форма мыслящей материи, что по философской теории отражения Ленина [8] ведёт нас прямёхонько в объятия идеализма, но не к боженьке с бородой, а к некоему Верховному Вселенскому разуму, культ которого в качестве новой интеллектуальной религии, к сожалению, был растоптан врагами французской просветительной революции из-за социально-экономических противоречий, возникших в процессе борьбы за власть имущих.

Однако и сейчас, как отмечает астрофизик Шкловский в своей книге «Вселенная, жизнь, разум», имеется острая необходимость, как и в случае формулировки понятия «жизнь», дать хотя бы чисто функциональное определение понятия «разумная жизнь», так как «…в наше время интенсивного развёртывания космических исследований имеется принципиальная возможность встречи с такими формами существования высокоорганизованной материи, которые обладают всеми основными свойствами не только живых, но и мыслящих существ и которые могут существенно отличаться от земных форм».

Однако вернёмся на грешную Землю. Свойство саморепликации или самовоспроизведения не единственное, что отличает биоорганический мир от неживой природы. Более ста лет тому назад Луи Пастер сделал фундаментальное открытие, которое в наше время используется в качестве основного критерия при отборе сценариев происхождения жизни. Суть этого открытия, с учётом современных достижений в области молекулярной биологии, заключается в практически абсолютном нарушении симметрии между содержанием левых и правых стереоизомерных форм основных структурных единиц (аминокислот только «левой» формы и сахаров только «правой» формы) главнейших молекулярных компонентов живых организмов – белков и полинуклеотидов.[9,10,11].

Хотя давать определение одной фразой каким-либо сложным процессам является, как известно, делом весьма ответственным и деликатным, тем не менее попытаемся дать синтезированное определение жизни, которое следует рассматривать не более чем как творческую попытку компиляции приведённых выше высказываний.

Синтезированное определение понятия жизни.

В отличие от астрокосмических процессов материального мира, жизнь, возникнувшая по воле Вселенской на планете Земля в результате коэволюционного усложнения физико-химического синтеза простых форм неорганических и органических соединений – это такой способ организации функционально высокоустойчивых асимметричных биоорганополимерных систем на основе четырёхвалентного углерода, которые в условиях непрерывного обмена веществом и энергией с окружающей средой способны к саморепликации за счёт информационного набора управляющих реакций, кодируемых строением отдельных зеркально чистых апериодических гетероциклоцепных макромолекул.

Причём наивысшей активной формой проявления разумной жизни на планете Земля является деятельность человека, так как в отличие от всех других представителей биологических существ, Homo Sapiens способен к адекватному отражению в своем сознании места и роли в познании и использовании процессов окружающего мира.

Следовало бы продолжить определения понятия жизни, но именно это я предлагаю попробовать сделать вам.